Идеализм как выбор
- 29 May 2019 в 11:20
- 0 комм.
- 208 просм.
В преддверии президентских выборов колумнист Vласти Мади Мамбетов рассказывает о том, как из циника стал идеалистом и почему его примеру имеет смысл последовать.
Мне тридцать семь лет, и сейчас я нахожусь в самом интересном периоде своей жизни. Мне перманентно страшно. И меня временами трясет от страшного гнева. И иногда я ощущаю это отвратительное чувство собственного бессилия, унизительное и наполняющее отчаянием.
А еще чаще я слежу за новостями, в которых рассказывается о молодых людях, гораздо моложе меня, которые выходят на площади и проспекты с плакатами, рискуя попасть в застенок или схлопотать штраф. Я вижу как мои ровесники лихорадочно готовятся к выборам, изучая кандидатов и их программы, идут в независимые наблюдатели, дискутируют в сети и собираются группой поддержки у зданий судов, где происходит надругательство над правосудием. Я замечаю, как взрослые люди, ровесники моих родителей, сбрасывают свою привычную апатию и приближают долгожданные перемены всеми доступными способами.
Я восхищаюсь всем этим, вдохновляюсь этими примерами, поступаю так же.
Я верю, что мы сейчас оказались в удивительном отрезке времени, где открылись окна возможностей, и судьба – не только лично моя, или моего окружения, города, области – наша общая судьба вдруг оказалась в наших руках. И мы реально способны поменять статус-кво.
Но когда я делюсь своим энтузиазмом в кругу друзей или знакомых, или в социальных сетях, помимо поддержки единомышленников, я получаю еще и ряд предсказуемых откликов: «Не будь таким наивным, все там уже решено». «Что мы можем изменить? Все решат без нас». «Надо просто жить достойно, начать с себя, и так весь мир изменится в лучшую сторону». «Мы проворонили страну». И так далее, и тому подобное.
Я не верю в мудрость циников. Те «умудренные» комментаторы, которые все «знают», которые легко расскажут про любого кандидата какой он акординский проект и кто за ним стоит, и призывают быть умнее и держаться в стороне от этой возни – какую мудрость они на самом деле несут? Цинизм позволяет обесценить самые искренние порывы души, свести к закулисным играм истинное возмущение и настоящее вдохновение, подменить понятия и обездушить любой порыв – и совершенно никакой практической пользы он не несет, предлагая простое соглашательство с существующим положением дел. Ирония заключается и в том, что сами подобные мудрецы от цинизма, подозревая всех кругом в различных теориях заговора, зачастую сами никакой миссии от таинственных сил «там, наверху» не имеют – просто хотят показаться умнее всех окружающих.
Подите прочь, циники! Самоутверждаться за счет расхолаживания других – доблесть сомнительная. Если ваше мнение, очищенное от всяких пустых мудростей, сводится к пассивности – умолкните. Время цинизма прошло, надо зажигаться верой и поддерживать ее в других.
Я не верю в аполитичность отстранившихся. Точно так же, как они, я годами верил в то, что политика – грязное дело. Но это привело лишь к тому, что в политику пришли и там засели на долгие десятилетия люди, любящие грязь. В ней не хватает приличных людей, готовых очищать, распрямлять, улучшать. И потом, - что стоит за этой мантрой «мы ничего не можем», кроме малодушия и безразличия?
Это самосбывающееся пророчество самого низкого пошиба – как же легко заявить, что все вокруг и ты сам бессильны что-то изменить, выписать этим самым себе индульгенцию на апатию, и потом довольно потирать лапки: ну, говорил же я, ничего не выйдет! Только общее безразличие могло породить ту политическую систему, которая царит у нас: с беззаконием, усеновщиной, тотальной коррупцией, неслыханным обогащением нескольких семей, стагнацией экономики, образования, здравоохранения и культуры. Сейчас не время быть в стороне и притворяться аполитичным – политика уже занялась нами всеми, и стучит во все дома. Отравленный воздух Алма-Аты – вопрос не экологический, а политический в самом полном смысле этого слова. Отсиживаться дальше в своих хатах с краю уже просто непристойно.
Как непристойно в очередной раз не пойти на выборы президента, нацепив на свою пассивность модный ярлык «Я игнорирую выборы». Такая позиция может быть стейтментом только если ты ходил на все предыдущие выборы, а в этот раз принципиально решил воздержаться. Если ты всю жизнь пропускал этот этап (как я, собственно, - выборы 9 июня будут первыми, на которые я пойду) – это просто очередное дезертирство.
Я не верю в правоту резонеров, которые призывают не шуметь, а лучше начать с себя.
Долгие годы я внутренне соглашался с их правотой, думаю, что малые дела приведут мир к полной гармонии. И правда, что проще этой концепции – будь хорошим человеком, живи достойно, и тогда весь мир станет лучше? Только в последние годы мне стало понятно, что эта позиция глубоко и неисправимо эгоистичная, да к тому же и лишенная рационального зерна. Окей, вот живу я достойно и прилично, не нарушаю законов, творю добро и пассивно жду от окружающих, что они будут поступать так же. А что, если кто наплевал на законы и морально-этические нормы, и крадет, насилует, берет взятки, шумит по ночам? Молчать, в надежде, что мой тихий пример приведет к тотальному исправлению нравов? Нет, не приведет. Порочность этого подхода даже не том, что он зациклен на личном духовном спасении, если использовать христианскую терминологию, - он нарушает нормальные общественные связи, нормальные коммуникации. Если один житель дома шумит по ночам и дебоширит со своими приятелями, а его соседи, скованные теорией «начни с себя» молча терпят эти бесчинства, нарушитель спокойствия даже не будет знать, что его поведение неприемлемо. Безусловно, мы все должны начинать с себя, - но это вовсе не снимает с нас ответственности за общественное благо. Лично я соблюдаю все законы, но при этом настаиваю на том, чтобы окружающие соблюдали их тоже – пусть иногда для этого даже приходится вызывать полицию, чтобы утихомирить своих соседей.
И я не приемлю этого расхожего обобщения «мы». Некоторые люди любят употреблять «мы» по делу и без дела, стирая грань между людьми достойными и преступниками: «Мы все участвуем в этой системе, давая взятки и пристраивая на работу родственников». Это опасное и вредное обобщение.
Нет, не все. Не все дают взятки. Не все предаются бездумному непотизму. И уже точно даже не каждый десятый берет взятки и участвует в системе откатов. Не следует делать подобных бездоказательных заявлений, поскольку они мешают разглядеть истинное положение дел и создают ложное ощущение сопричастности к вине определенной группы людей значительных масс, эту вину нести не обязанных. Вовсе я не призываю к тому, чтобы освободить всех вокруг от ответственности за свои деяния, и сам лично знаю, что и у меня рыльце в пуху, но – лично я взяток не брал, взяток не давал, некомпетентных родичей на теплые места не пристраивал, хотя точно имел возможности для подобных злоупотреблений. И та дюжина человек, которых я зову друзьями, которые под моим кровом и за моим столом делят со мной кусок хлеба, чашу вина и приятную беседу, тоже этим не занималась. Тогда откуда это «мы»?! Нет, не «мы». Они.
Есть, должна быть разница между мной, кто ни дня не проработал на госслужбе, и за всю жизнь пару раз сунул по пятерке полицейскому, чтобы моих друзей не увозили на экспертизу в вытрезвитель, - и теми, кто грабил казну, наше общее достояние, сидя в своем роскошном кабинете и получая из государственного (нашего общего, опять же) бюджета неслабую зарплату. И я не безупречен – но с тем же Талгатом Ермегияевым отказываюсь быть в одном «мы». Такая общность ведет к размыванию границ нормы и ответственности и к совершенно неконструктивному чувству вины.
Мне 37 лет. Я работаю в своей профессии с восьмого класса и к тридцати годам успел построить в журналистике, не имея ни одного родственника или влиятельного знакомого, довольно впечатляющую карьеру – и отказаться от нее. И уж точно меня нельзя обвинить в наивности, максимализме или непонимании того, как устроен и работает этот мир… Так что если я последние годы придерживаюсь определенного идеализма, это не от недомыслия, а от понимания того, что только этот концепт способен сдвинуть мир с мертвой точки.
И он сдвинет. Я в это верю.